Анализ чартерного авиапарка Украины

В связи с текущей чехардой на рынке чартерной перевозки Украины, uata решили проанализировать флот украинских авиакомпаний с упором на чартерную перевозку.

За основу взят актуальный на 4 июня 2018 года реестр гражданских воздушных судов. Далее, по каждому из имеющихся бортов мы провели анализ полетов, используя сервис flightradar24.com. Данный сервис агрегирует информацию с ADS-B транспондеров, которыми оснащены все модели Airbus и Boeing моделей 737, 747, 757, 767, 777, 787

В результате, все борта были разделены на три категории:

  • Чартер – борт используется либо исключительно для чартерных перевозок, либо часто;
  • Регулярка – борт используется только для регулярной перевозки;
  • Нет данных – обычно такая формулировка предполагает, что борт не используется.

Например, данные борта UR-WRM а/к «Роза Ветров» четко свидетельствуют, что он используется для чартерных перевозок:

Вот, что из этого вышло:

Авиакомпания чартер регулярка нет данных Итого
МАУ 5 36 3 44
Роза Ветров 5 10 15
YanAir 4 2 6
Azure Air 3 3
Bravo 3 1* 1 5
SkyUP 2 2
Air Alanna** 1 3 4
Anda Air 1 1 2
Харьковские авиалинии 1 1
Итого 25 47 10 82

* борт UR-CNE (Boeing 737-500) задействован, в основном, на перелетах в Иран и Ливию
** технически один борт (UR-CRI) числится за а/к Air Alanna, но фактически принадлежит Харьковским авиалиниям, а другой борт (UR-CPJ) зарегистрирован за а/к Хорс, но выполняет рейсы под позывными Air Alanna. Отображена фактическая информация.

Таким образом, мы видим, что наибольшее количество бортов на чартерных перевозках у МАУ и Розы Ветров. Давайте же углубимся немного дальше и рассмотрим чартерный парк авиакомпаний более детально.

В сводной таблице приведен возраст и модель каждого из бортов, использующегося на рынке чартерных перевозок туроператорами.

Авиакомпания Модель ВС Госзнак Возраст Средний возраст
МАУ Boeing 737-800 UR-PSZ 9 15,5
Boeing 737-900ER UR-PSK 9
UR-PSL 9
Boeing 767-300 UR-GEB 26
UR-GEC 26
Роза Ветров Airbus A320-212 UR-WRM 22 16,6
Airbus A321-211 UR-WRT 20
Airbus A321-231 UR-WRH 13
UR-WRI 12
UR-WRJ 16
YanAir Airbus 321-112 UR-COJ 20 27
Boeing 737-300 UR-COG 30
Boeing 737-400 UR-CNP 29
UR-COI 29
Azure Air Boeing 737-800 UR-UTQ 15 17,6
Boeing 737-900ER UR-AZB 11
Boeing 767-300 UR-AZC 27
Bravo DC-9-83 (MD-83) UR-COC 27 24
Boeing 737-300 UR-CQW 19
Boeing 737-500 UR-CGY 26
SkyUP Boeing 737-800 UR-SQA 5 5
UR-SQB 5
Air Alanna Boeing 737-500 UR-CPJ 20 20
Anda Air DC-9-83 (MD-83) UR-CPB 25 25
Харьковские авиалинии Airbus A321-211 UR-CRI 14 14
Общий итог 25 бортов средний возраст 18,6 лет

На общем фоне выгодно выделяются МАУ и Роза Ветров, у которых флот новее, чем в среднем по рынку, и есть борта, которые, при необходимости, можно взять из регулярки.

Средний возраст у МАУ тянут вниз дальнемагистральные 767-ые.

У Харьковских авиалиний также хорошая репутация, а единственный борт страхуют МАУ и Роза Ветров по договоренности.

Потенциально, хорошие позиции может занять SkyUP, у них самые новые борта, но их всего два и они загружены под завязку. Желаем им в кратчайший срок нормализовать текущую полетную программу и в дальнейшем взвешенно подходить к собственным возможностям и рискам.

Выводы:

  1. Общее количество бортов, обслуживающих чартерные цепочки операторов из Украины – незначительно
  2. Ряд авиакомпаний оперируют всего 1-2 бортами при интенсивном графике полетов (8-15 часов в воздухе в сутки)
  3. Половина авиапарка имеет возраст 20+ лет
  4. Как результат, сбои полетных программ – неизбежны и к этому нужно быть готовым